Сергей дьяконов: «МЫ создаем уникальную теннисную экосистему»

Как бывший профессионал вернулся в спорт благодаря IT - технологиям

(Интервью Fitstarter журналу Tennis Weekend)
«За последние полгода в теннисе у меня появилось больше новых знакомств, чем за 13 лет карьеры», — не без иронии констатирует бывший профессиональный теннисист, а ныне спортивный директор компании «Фитстартер» Сергей Дьяконов. За шесть месяцев он объехал 107 клубов в России, Беларуси и Казахстане, демонстрируя их руководителям прогрессивный облачный сервис для управления клубом. По словам Сергея, у Fitstarter.ru есть все шансы стать новым "Uber" и "Airbnb" для всех, кто связан с кортами, и произвести революцию в теннисе.
«Всем хочется повысить заполняемость кортов, но нередко на это влияет человеческий фактор»
Впервые Дьяконов взял в руки теннисную ракетку в семь лет. К 12 годам он уже выиграл чемпионат Москвы в парном разряде, входил в сборную команду города. До 16 лет занимал шестое место в рейтинге РТТ и 42-е место среди теннисистов Европы своего возраста, на турнирах играл в паре с нынешними игроками сборной России Кареном Хачановым и Даниилом Медведевым. Казалось, у Cергея может сложиться хорошая профессиональная карьера, но переход в ITF получился не таким, как ожидалось (Сергей стоял 603-м в мировом рейтинге «до 18 лет»). К тому же в 20 лет он получил серьезную травму, которая поставила Дьяконова перед сложным выбором.
О том, какой выбор он сделал и что из этого получилось, Cергей Дьяконов рассказал в интервью журналу Tennis Wekend.
Fitstarter создает облачную систему управления клубом и бронирования кортов, которая значительно улучшит коммуникацию между теннисистами и теннисными клубами
- Tennis Weekend: Сергей, как известно, травма порой надолго выбивает игрока из тренировочного и соревновательного графика…

- Сергей Дьяконов: Моя пауза затянулась на полгода — все это время я не играл турниры. Параллельно учился в Московском банковском институте и получал степень MBA в МГИМО. В момент, когда врачи разрешили возвращаться на корт, нужно было защищать оба диплома. К тому же осознал, что перегорел и уже не готов отдавать теннису все силы — так, как это должен делать профессиональный спортсмен. И я решил получить образование, а затем вернуться в теннис, но с другой стороны.
- TW: Со стороны бизнеса?

- С. Д.: Можно сказать и так. Я помнил о всех бытовых трудностях, с которыми сталкивался, когда был игроком, и решил сделать сервис, который смог бы их минимизировать, и создать больше возможностей для взаимодействия теннисистов с клубами и тренерами. Нынешнее развитие IT-технологий это позволяет.
В одной компании меня познакомили с теперь уже парт­нерами, которые тоже любили теннис и пытались решить те же задачи. Буквально через неделю мы придумали название Fitstarter.ru и поставили себе цель — создать самый удобный онлайн-сервис для всех, кто живет теннисом.

- TW: Звучит довольно громко, но ведь вы не первые?

- С. Д.: Да, в России запускались онлайн-проекты, но по ряду причин они не получили широкого распространения. Мы их внимательно изучили, решили учесть чужие ошибки и занялись детальной экспертизой российского рынка. Составили список проблем, с которыми сталкивались лично, встречались с владельцами теннисных клубов, администраторами, тренерами и игроками. Таким образом, мы накопили более 200 мнений. Только после этого смогли понять, насколько велик этот айсберг и что у него под водой.
С помощью Fitstarter без проблем можно найти, забронировать и оплатить корт в несколько кликов, а еще найти партнера или тренера подходящего уровня в удобное время
- TW: Как выглядит эта невидимая часть айсберга?

- С. Д.:
Если коротко, то у всех сторон накопился список взаимных требований: у теннисистов к тренерам, у клубов к теннисистам, у тренеров к клубам и теннисистам. Но существующими способами их разрешить проблематично и очень долго. Наша гипотеза о назревшей необходимости внедрения IT-технологий в российский теннис подтвердилась.

- TW: Как вы планировали решить эти проблемы?

- С. Д.: Сначала мы создали минимальный рабочий продукт — систему управления взаимоотношениями с клиентами. В ней можно было вести простой учет бронирований и клиентскую базу. С июля начали ее тестирование в 11 клубах: московских СОК «Звезда», «Эйс», СК «Будь здоров!», Tennis Family, Benelux Tennis, СК «Балашиха», «Пироговский», в ростовских клубах Gedon, Tennispark, «Ореховая роща», в тольяттинском «Алтек». С сентября подключили еще пять клубов в четырех городах России.

Мы регулярно отправляли администраторам анкеты с вопросами, чтобы изучить пользовательский опыт и понять, какие функции нужно добавить в первую очередь, какие изменить и что необходимо усовершенствовать, чтобы в дальнейшем получилась идеальная система для клубов. Хочу еще раз сказать спасибо руководству и администраторам клубов за помощь.

Мы получили 53 ответа, из них 86,9% на «4» и «5» оценили удобство ведения процесса администрирования в минимальной версии Fitstarter.ru. Это говорит о том, что нам удалось создать более удобную систему на смену архаичным блокнотам, тетрадям и электронным таблицам. Конечно, были и негативные отзывы. На каждый такой отзыв мы реагировали: собирались командой, обсуждали и вносили правки.

«Сейчас риск потерять клиента составляет 50%, мы гарантированно минимизируем его до 2%»
- TW: Какие проблемы чаще всего поднимались во время разговоров с руководителями теннисных клубов?

- С. Д.: Безусловно, всем хочется повысить заполняемость кортов. Нередко на это влияют внутренняя несогласованность и человеческий фактор. Мне очень запомнилась история с небольшим клубом, который вел учет клиентов на множестве бумажных листов. В один прекрасный день их кто-то унес и не признался. В итоге все бронирования запутались. Утром на корт приехали сразу семь человек. После этого владельцу клуба пришлось выдавать бумажные жетоны со временем игры, которые обменивались на ключ от корта.

Представьте: вы забронировали номер в гостинице, приехали поздно вечером, а там произошла такая неразбериха. Это неприятно для игроков, у которых плотный график, и негативно сказывается на имидже клуба. Сейчас многие клубы все еще ведут учет и администрирование на бумажных носителях. Часто их нужно вручную синхронизировать, а это может привести к путанице в конце смены. Мы собираем такие истории, чтобы проанализировать, и на их основе создать универсальный инструмент, который избавит от 98% таких нестыковок.

- TW: Почему не на 100%?

- С. Д.: К сожалению, до 100% минимизировать человеческий фактор не получится никогда, хотя мы работаем над этим с применением искусственного интеллекта. Например, кто-то из администрации клуба забыл оплатить Интернет. Некоторые вообще считают, что Интернет в теннисном клубе — не первостепенная вещь, хотя, по данным исследовательской компании "Mediascope", 71% россиян пользуются Интернетом, из них каждый второй — со смартфона. Третий год подряд на 20% растет количество заказов и покупок через Интернет. Думаю, среди теннисистов эти цифры даже выше, все-таки они люди продвинутые, прогрессивно мыслящие. В то же время клубы, которые внедрили возможность забронировать и оплатить корт из дома, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Таким образом, если сейчас риск потерять клиента по вине человеческого фактора составляет 50%, то мы гарантируем, что минимизируем его до 2%. К тому же, мы разрабатываем программу, которая позволит вести работу в Fitstarter.ru с планшетов и смартфонов. Эта функция будет очень полезна в случае форс-мажорного отключения Интернета и для маленьких клубов, где нет администраторов. Владельцы и руководители смогут также пролистать всю статистику и аналитику о работе клуба прямо из дома или во время командировки.


Fitstarter - теннисная экосистема, находиться в которой будет удобно и выгодно всем: и игрокам, и клубам, и тренерам, и теннисным судьям
- TW: Сергей, как вы планируете монетизировать сервис?

- С. Д.: Мы решили, что до 2019 года клубы в любой точке мира смогут пользоваться системой CRM со всеми возможностями Fitstarter.ru абсолютно бесплатно. Если клубу что-то не понравится, он сможет так же бесплатно отключиться, без каких-либо выплат. Это связано с тем, что в первую очередь мы хотим предоставить удобный инструмент для всех, кто любит теннис и сможет по достоинству оценить наш сервис.

С 2019 года мы планируем ввести систему сбора минимальных комиссий с транзакций, как это делают популярные сервисы "AirBnB", "Booking" и "Uber". Наша задача — создать уникальную теннисную экосистему, находиться в которой будет удобно и выгодно всем: и игрокам, и клубам, и тренерам, и теннисным судьям. Наша глубокая экспертиза рынка, команда, состоящая из отличных разработчиков и отзывы пользователей говорят, что мы на верном пути. Важным конкурентным пре­имуществом мы считаем тот факт, что у нас вообще нет понятия «законченный продукт». Мы постоянно совершенствуем и обновляем функции Fitstarter.com, как это делают все крупнейшие IT-компании со своими сервисами.
TW: Как клубу начать работу у вас?

С. Д.: Всем, кто хочет начать работу в Fitstarter, нужно всего лишь зайти к нам на сайт fitstarter.com и заполнить заявку. Администраторы и руководители теннисных клубов смогут оценить такие преимущества облачной онлайн-системы, как мультибронирование, учет всех игр клиентов и групповых занятий, учет оплат и задолженностей и многие другие функции.
Мы проработали интуитивно понятный интерфейс, полноценно работать в котором можно уже через несколько минут после регистрации. В скором времени мы планируем активировать систему онлайн-бронирований и оплаты для игроков, а с ноября перейти на работу в Fitstarter.com смогут все теннисные клубы России, Беларуси и Казахстана.
Made on
Tilda